Старшая группа комбинированной направленности "Солнышко"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЕЙВ настоящее время взаимодействие специалистов, участвующих в коррекционном воспитательно-образовательном процессе, декларируется как необходимое условие успешности этой педагогической деятельности. Но на практике часто возникают вопросы, связанные с выбором точек соприкосновения и способов взаимодействия разных специалистов. Безусловно, эффективно взаимодействовать удается только тем специалистам, которые решают вместе не только образовательные, но и коррекционно-развивающие задачи образования детей с речевыми нарушениями, при этом в совершенстве владеют знаниями и психолого-педагогическими технологиями. Помогают во взаимодействии умения слушать слышать друг друга, своевременно делиться информацией, работать не только по своему направлению деятельности, но и включать специальные приемы и методы работы, которые обеспечат достижение общих коррекционных, воспитательных и образовательных задач. Система взаимодействия, должна быть удобной и простой в практической деятельности. Она должна обеспечивать оптимальную взаимосвязь и взаимопомощь специалистов в решении их профессиональных задач, что позволяет получать ощутимые положительные результаты этого процесса. Во взаимодействии логопеда, психолога, воспитателя, можно выделить несколько составляющих: • самоподготовка по актуальным вопросам логопедии и смежных с нею наук, постоянный обмен соответствующей информацией; • совместное обсуждение результатов исследования речевой и неречевой сферы детей, оценка степени «продвижения»; • обмен профессиональной информацией; • специальный подбор методов и адаптация приемов работы; • включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий работы коллег. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, медико-психолого-педагогических комиссий. Но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает гораздо чаще. Каково содержание подобных совещаний (бесед, методических объединений)? Логопед информирует воспитателя и психолога об особенностях речевого развития воспитанников, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (об особенностях их сенсомоторного развития, восприятия, внимания, памяти, навыков общения, протекания речемыслительных операций и т.д.). Воспитатель сообщает психологу и логопеду о характере усвоения программного материала воспитанниками, об уровне сформированности у них знаний об окружающем мире, математических представлений, навыков конструирования и реконструирования, моделирования из природного и дидактического материала, навыков рисования и лепки. Обсуждаются вопросы, связанные с выбором приемов и средств, которые бы позволяли воспитывать у детей умение работать со сверстниками в парах и в группе, прививать усидчивость и трудолюбие, формировать стойкую мотивацию и интерес к поддержанию порядка на рабочем месте и т.д. Совместно анализируется ход реализации как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач, которые помогают преодолевать недостатки сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сфер. Психолог рассказывает коллегам о том, как развиваются познавательные процессы воспитанников (память, восприятие, внимание различной модальности, мыслительные операции и т.д.); дает рекомендации, направленные на успешное освоение каждым ребенком коррекционной и образовательной программ, информирует об особенностях его эмоционального состояния, психологических особенностях и поведении. При необходимости сообщает о результатах работы по гармонизации психологического климата в семье, если это не противоречит нормам профессиональной этики. Особое место во взаимодействии специалистов занимает участие каждого в экспертной педагогической оценке воспитанников. Она позволяет собрать более точную и полную информацию об особенностях психологического портрета ребенка. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе имеется небольшое количество публикаций, посвященных вопросам диагностики эмоционально-личностных особенностей дошкольников. Данные логопеда и воспитателя помогают психологу составить полную характеристику эмоционально-личностных особенностей воспитанников. Это в свою очередь помогает определить выбор методов и технологий в реализации индивидуального подхода к ребенку. Учитывая особенности речевого развития детей с нарушениями, воспитатель и психолог учитывает рекомендации логопеда, которые позволяют минимизировать или полностью исключать симптоматику заикания на занятиях. Значительную роль в коррекционно-образовательном процессе играет использование из арсенала коллег методических средств и приемов по развитию речевой и неречевой составляющих ребенка. Как показывает опыт, методы и технологии работы психолога, воспитателя, логопеда успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников. Так на протяжении всего года психолог и воспитатель подчиняют свою профессиональную деятельность содержания коррекционно-развивающей работы, этапам формирования речи детей. Воспитатель руководствуется программными требованиями и последовательностью изучения лексических тем, включает в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи и формированию навыков связной речи. Психолог в совместной деятельности с детьми обязательно руководствуется последовательностью изучения лексических тем, включает в содержание занятий упражнения, развивающие память, внимание, мышление. Использует соответствующие муляжи, картинки, графические изображения, речевой и стимульный материал. На протяжении всего учебного года работа по развитию лексико-грамматического строя речи проводится на психологических тренингах. 28 ноября 2017 в 19:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.