Старшая группа комбинированной направленности "Солнышко"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 В настоящее время взаимо­действие специалистов, участвующих в коррекционном воспитательно-образовательном процессе, декларируется как не­обходимое условие успешности этой педагогической деятельности. Но на практике часто воз­никают вопросы, связанные с выбором точек соприкосновения и способов взаимодействия раз­ных специалистов.

Безусловно, эффективно взаи­модействовать удается только тем специалистам, которые решают вместе не только образова­тельные, но и коррекционно-развивающие задачи образования детей с речевыми нарушениями, при этом в совершенстве владеют знаниями и психолого-педагогическими технологиями. Помогают во взаимодействии умения слушать слышать друг друга, своевременно делиться информацией, работать не только по своему направлению деятельности, но и включать специальные приемы и методы работы, которые обеспечат достижение общих коррекционных, воспитательных и образовательных задач.

Система  взаимодействия, должна быть удобной и простой в практической деятельности. Она должна обеспечива­ть оптимальную взаимосвязь и взаимопомощь специалистов в решении их профессиональных задач, что позволяет получать ощутимые положительные резуль­таты этого процесса.

Во взаимодействии логопеда, психолога, воспитателя, можно выделить несколько составляющих:

• самоподготовка по актуальным вопросам логопедии и смежных с нею наук, постоянный обмен соответствующей информацией;

• совместное обсуждение ре­зультатов исследования речевой и неречевой сферы детей, оцен­ка степени «продвижения»;

  • обмен профессиональной информацией;

  • специальный подбор мето­дов и адаптация приемов работы;

  • включение в свою деятель­ность адаптированных методов и технологий работы коллег.

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом ра­бочих совещаний, медико-психо­лого-педагогических комиссий. Но обычно необходимость взаим­ного обмена мнениями возникает гораздо чаще. Каково содержа­ние подобных совещаний (бесед, методических объединений)?

Логопед информирует воспи­тателя и психолога об особенно­стях речевого развития воспитан­ников, конкретизируя именно ту часть информации, которая мо­жет быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (об особенностях их сенсомоторного развития, восприятия, внимания, памяти, навыков об­щения, протекания речемыслительных операций и т.д.).

Воспитатель сообщает психо­логу и логопеду о характере усвоения программного материа­ла воспитанниками, об уровне сформированности у них знаний об окружающем мире, матема­тических представлений, навы­ков конструирования и реконст­руирования, моделирования из природного и дидактического материала, навыков рисования и лепки. Обсуждаются вопросы, связанные с выбором приемов и средств, которые бы позволяли воспитывать у детей умение ра­ботать со сверстниками в парах и в группе, прививать усидчивость и трудолюбие, формировать стойкую мотивацию и интерес к поддержанию порядка на рабо­чем месте и т.д. Совместно ана­лизируется ход реализации как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач, которые помогают преодолевать недостатки сенсорной, аффек­тивно-волевой и интеллектуаль­ной сфер.

Психолог рассказывает кол­легам о том, как развиваются познавательные процессы вос­питанников (память, восприятие, внимание различной модально­сти, мыслительные операции и т.д.); дает рекомендации, направ­ленные на успешное освоение ка­ждым ребенком коррекционной и образовательной программ, информирует об особенностях его эмоционального состояния, психологических особенностях и поведении. При необходимости сообщает о результатах работы по гармонизации психологиче­ского климата в семье, если это не противоречит нормам про­фессиональной этики.

Особое место во взаимодей­ствии специалистов занимает участие каждого в экспертной педагогической оценке воспи­танников. Она позволяет собрать более точную и полную инфор­мацию об особенностях психо­логического портрета ребенка. Следует отметить, что в психо­лого-педагогической литературе имеется небольшое количество публикаций, посвященных вопро­сам диагностики эмоционально-личностных особенностей до­школьников. Данные логопеда и воспитателя помогают психологу составить полную характеристику эмоционально-личностных осо­бенностей воспитанников. Это в свою очередь помогает опреде­лить выбор методов и технологий в реализации индивидуального подхода к ребенку.

Учитывая особенности рече­вого развития детей с нарушениями, воспитатель и психолог учитыва­ет рекомендации логопеда, кото­рые позволяют минимизировать или полностью исключать сим­птоматику заикания на занятиях.

Значительную роль в коррекционно-образовательном процессе играет использование из арсенала коллег методических средств и приемов по развитию речевой и неречевой составляющих ребенка. Как показывает опыт, методы и технологии работы психолога, воспитателя, логопеда успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников.

Так на протяжении всего года психолог и воспитатель подчиняют свою профессиональную деятельность содержания коррекционно-развивающей работы, этапам формирования речи детей.

Воспитатель руководствуется программными требованиями и последовательностью изучения лексических тем, включает в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи и формированию навыков связной речи.

Психолог в совместной деятельности с детьми обязательно руководствуется последовательностью изучения лексических тем, включает в содержание занятий упражнения, развивающие память, внимание, мышление. Использует соответствующие муляжи, картинки, графические изображения, речевой и стимульный материал. На протяжении всего учебного года работа по развитию лексико-грамматического строя речи проводится на психологических тренингах.

28 ноября 2017 в 19:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.